12/01/21 - 10:07
Избирательное право не уравнивает людей в обеспечении властными ресурсами
Верховная власть объективно заложена в структуре общества, вследствие его иерархичности. Кто на вершине пирамиды, тот контролирует максимум ресурсов, и потому - верховный. Попытка перевернуть властную пирамиду с ног на голову, сделав посредством форм представительной и непосредственной демократии верховной властью «низы», а людей, реально занимающих высшие места в социальной иерархии, «слугами народа», - утопия, очередное покушение с негодными средствами на объективные законы общественного развития. Реально властвует тот, кто контролирует ресурсы, в современных условиях, прежде всего, финансы. Право голоса на выборах и референдумах не даёт «простым гражданам» финансовые и иные средства власти. А потому реализация права голоса всегда происходят при манипулировании верховных. «Голое» избирательное право гражданина не перебивает ресурсы «верхов». Пирамида общественной иерархии объективна, и её не перевернуть субъективными средствами. Представление, что народ одновременно является субъектом и объектом власти суть непритязательный софизм. Невозможно субъективными средствами изменить положение людей в социальной структуре, подвластных превратить во властвующих. Фундаментальное противоречие народного суверенитета: объём власти человека зависит от его места в социальной структуре, положения во властной иерархии. Уравнять различия простым голосованием невозможно. Всеобщее и равное избирательное право не колеблет структуру общества и властную иерархию. Верховные остаются на своём месте, а «народ» - на нижних этажах. Избирательное право не уравнивает людей в обеспечении властными ресурсами. Право голоса не изменяет социальную структуру, не меняет место индивида в иерархии власти.
Доктрина народного суверенитета кардинально искажает реальную тектонику власти, переворачивая властную пирамиду «с ног на голову». Нелли Романович глубоко замечает: «Демократическая идея же представляет властные отношения в виде перевёрнутой пирамиды. Основание пирамиды – народ – оказывается вверху, так как именно народ теоретически является основным актором власти, а острие пирамиды (правитель) находится внизу, так как «повеления» народа спускаются к нему, и правитель должен их выполнять. Парадокс сегодняшнего времени заключается в том, что демократическая концепция направлена на разрушение всякой иерархии». И это опасно. Опять же нельзя не согласиться с этим автором, когда она пишет: «Демократическая либеральная идеология с её отвержением идеи иерархии власти, а также прочих идей традиционной русской культуры чревато для России революционной ситуацией. Она могла бы создать предпосылки для новой революции, если бы была усвоена населением. Но, похоже, население её отвергло, по крайней мере, на нынешнем этапе».
Первые попытки отыскать корни верховной власти в обществе были предприняты в Новое время. Главной чертой сочинений Бодена, Пуффендорфа стало робкое, но недвусмысленное стремление найти источник власти абсолютного монарха в обществе. Наука наощупь продвигалась в правильном направлении. И даже Монтескьё выглядел вполне умеренно, пока его учение не подняли на знамя радикальные элементы французской революции.
Революция сначала смела ЦВВ вообще, снеся голову общества вместе с головой Людовика ХVI. А затем после краткосрочного эксперимента с дуалистическими монархиями наследники революции старательно укрыли верховную власть от глаз общества. Народный суверенитет исправно служит ширмой.
Иногда, правда, общество превращается в народ, когда очередная революция ломает социальную структуру. Народ может проявить свой суверенитет очень редко, в часы смуты, когда у него на историческое мгновение оказывается учредительная власть, и в этот проблеск какая-то наиболее организованная и дерзкая группа общества захватывает верховную власть, чтобы этот «суверенитет народа» узурпировать. Проявление народом своей власти по большей части разрушительно. Созидательную работу после смуты начинает делать новый ЦВВ. Ещё Локк, обращая внимание на неорганизованность народа, находил лишь одну форму прямого проявления народом своей власти, а именно – права на восстание. Безусловно, доктрина народного суверенитета означала появление на авансцене истории новых общественных сил. Однако, уже через полтора века для их обозначения наряду с пафосным наименованием «народ» появился нейтральный термин «масса» (Ортега-и-Гассет) и даже негативный «толпа» (Лебон, Московичи).
«Масса выступает самостоятельно только в одном случае: когда она творит самосуд; другого ей не дано. Не совсем случайно суд Линча родился в Америке; ведь Америка – в известном смысле рай для масс. Не случайно и то, что сегодня, в эпоху господства масс, господствует и насилие, что оно становится единственным доводом, возводится в доктрину», - пишет Хосе Ортега-и-Гассет в «Восстании масс».
Самочинная деятельность – не что иное, как бунт. Бунт как единственно явное проявление власти народа. Оно красиво было названо правом народа на сопротивление. И в таком виде обрело даже юридическое бытие. В «Декларации независимости США» в 1776-ом году и в «Декларации прав человека и гражданина» в революционной Франции. Опасность такого проявления народного суверенитета была быстро осознана. Тем более удивительно, что рецидивы этих наивных представлений можно найти в конституциях некоторых стран (Германия, Венгрия, Португалия, Словакия). Ещё большее удивление вызывает предложения некоторых российских юристов включить подобную норму в российскую Конституцию. Эти представления – наиболее крайние проявления ошибок теории «народного суверенитета». Если власть всего лишь плод договора свободных атомизированных индивидов, которым принадлежит суверенитет, то тогда эти индивиды имеют право избавляться от этой власти любым способом и произвольно создавать себе другую. Если же есть понимание, что власть есть производная функция общества как единого организма, где власть не инородная субстанция, противостоящая свободам индивида, а неотъемлемая часть этого общества, и её свержение путём бунта, пардон, сопротивления власти, разрушительно, прежде всего, для общества.
скачать в формате | pdf | doc |
← вернуться в список
распечатать