21/12/20 - 08:06
Без признания наличия ЦВВ принцип разделения властей в современных реалиях нежизнеспособен
В
современном обществе от возникновения диктаторских режимов в большей степени
гарантирует дисперсия экономической власти, нежели наличие сдержек и
противовесов между исполнительной, законодательной и судебной властями. В ещё
большей степени гарантией демократии выступает благополучие граждан. Исследования
показывают, что в тех странах, где среднедушевой доход превышает 1000 долларов,
узурпация кем-либо власти маловероятна. Экономический рост, результатом
которого становится материальное благополучие граждан, в гораздо большей
степени является гарантией против возникновения диктаторских режимов. Таким
образом, ценность разделения властей как средства нейтрализации тенденций к
захвату власти явно завышена и практически не подтверждается.
Зато
история каждой демократической страны может дать огромное количество примеров,
когда президентское вето предотвратило вступление в силу принятых парламентом
откровенно популистских, финансово не обеспеченных, зачастую, просто глупых
законов. В свою очередь, парламенты неоднократно вскрывали злоупотребления исполнительной
власти, а Конституционные суды добивались приведения законов и других
нормативных актов в соответствие с конституциями. Это говорит о том, что
разделение властей в настоящее время является не средством против узурпации
власти, а решает менее пафосную, но более практически важную задачу
взаимоконтроля органов различных ветвей власти, облегчая соответствующую
функцию Центру Верховной власти. Прав был Лев Тихомиров, относивший разделение
властей к «управительной» власти. Осознание практического значения принципа
разделения властей в современной жизни даёт правильную точку, с которой его
следует оценивать применительно к России. Приоритет практического подхода над
аксиологическим освобождает разделение властей от догматической трактовки и
позволяет в реальном государственном строительстве максимально раскрыть его
потенциал. Исправляется методологическая ошибка. Не реальность подгоняем под
абстрактный принцип, а юридическую конструкцию выстраиваем, исходя из
потребностей развития общества. Кстати сказать, эти
потребности не сводятся исключительно к «правильной» реализации принципа
разделения властей при организации публичной власти, как можно подумать, читая
некоторые труды.
Есть и другие проблемы, например,
эффективность публичной власти. Впрочем,
даже на этапе зарождения теории разделения властей её основоположники придавали
первостепенное значение разделению властей в обществе, а не на государственном
уровне. Монтескьё не просто утверждал полезность разделения властей, но видел
смысл разделения только тогда, когда за каждой из властей стояло сословие,
обладающее экономической властью: дворянство, духовенство и буржуазия. В
современных государствах, когда концентрация капитала велика и вся власть в
этих структурах, принцип разделения властей уже не может выступать в качестве
гаранта от диктатуры. Ограниченно демократический способ управления в западных
странах, скорее признанный удобным элитами этих стран способ управления своими
обществами, нежели гарантия от произвола и сохранения демократии. Checks&balances – удобный способ
истэблишмента англо-саксонских стран осуществлять контроль за деятельностью
государства и минимизировать злоупотребления чиновников. Если уж говорить о
современном подходе к разделению властей, то первостепенное внимание надо
уделить «вертикальному разрезу».
Предлагаемая мной конструкция разграничения власти на верховную и
оперативную в гораздо большей степени обеспечит баланс в современном обществе,
нежели банальное горизонтальное разделение. В этой конструкции элита формирует
верховную власть, а масса получает широкие возможности влияния на оперативную.
Это и станет не «формальным действом», а выражением социального компромисса, о
котором также беспокоятся некоторые другие авторы, но видят его по-иному.
Принцип
разделения властей в чистом виде, как его в идеале видят либералы – это миф.
Стремление добиться в реальной жизни принципа разделения властей так, как этот
принцип существует в теории, есть не что иное, как очередная попытка претворить
в жизнь очередную утопию. Когда либералы утверждают, что российская Конституция
не соответствует идеалу разделения властей, они уподобляются ортодоксальным
коммунистам, которые, сравнивая жизнь в СССР с идеальной моделью социализма,
говорили, что социализм – это хорошо, просто его ещё недостаточно воплотили в
реальность, не понимая, что сталинский и брежневский социализмы есть воплощение
принципа, а все остальные рассуждения утопичны. Так и с принципом разделения
властей. Без признания наличия ЦВВ этот принцип в современных реалиях
нежизнеспособен. И в практических рекомендациях надо не пытаться подогнать
реальность под идеальную схему, а, признавая неизбежность ЦВВ, сосредоточиться
на поиске оптимального соотношения распределения полномочий между верховной
властью и другими ветвями власти.
Как
ни парадоксально, у либералов и коммунистов находится много общего, несмотря
на, казалось бы, полную противоположность и даже антагонизм взглядов. В
частности, в отношении к государству. И те, и другие видят в государстве только
репрессивную машину, подавляющую свободу человека, не замечая его полезную
конструктивную для общества функцию. Отсюда коммунистическая утопия, что
государство должно отмереть как абсолютнейшее зло. Удивительно, но либералы
близки к этой позиции. Они, конечно, не говорят о полном отмирании государства,
но единственная их забота – ужимать власть государства до минимальных пределов.
И ценность принципа разделения властей они видят только в этом. Коммунисты
осознали утопичность своих идей о государстве уже в первые месяцы существования
советской власти и вынуждены были отказаться на деле от их реализации. Не пора
ли сегодняшним либералам скорректировать свою позицию?! Не пора ли перевести
полемику в другую плоскость: прекратить споры о том, как приблизить российскую
модель к идеалу разделения властей, и начать дискуссию о том, какая система власти
в России обеспечит её оптимальное развитие, поможет использовать для этого
развития богатый творческий потенциал людей и в экономике, и в культуре, и в
политике. И при этом обеспечит безопасность и территориальную целостность нашей
страны.
Либералам
кажутся себе весьма прогрессивными в своём стремлении максимально «разделить»
российскую власть. Однако, в современном конституционном праве зарубежных стран
преобладает, скорее, «объединительная» идея, чем разделительная: всё большее
внимание уделяется единству властей и, новый акцент, их субсидиарность
(взаимодополняемость).
Гипертрофия
либерального ценностного подхода уже привела к искажениям в конституционном
регулировании. Некоторые авторы высказывают мнение, что «Конституция РФ в своей
концептуальной основе имеет не только «разделение властей», но и «единство
власти». Здесь надо поменять модальность. Конституция, скорее, должна иметь
единство власти в своей основе. Но сейчас говорить об этом в утвердительном
наклонении вряд ли возможно. В юридической литературе обращается внимание на
фрагментарное закрепление единства государственной власти в действующей
Конституции. А.А.Белкин обратил внимание, что принцип разделения властей
«сформулирован в нынешней Конституции Российской Федерации (статья 10) в
качестве доминирующего, если не единственного принципа осуществления
государственной власти». В статье 10-ой говорится о самостоятельности
законодательной, исполнительной и судебной властей, но отсутствует
принципиальное положение о единстве государственной власти. Его можно
обнаружить лишь среди принципов федеративного устройства России в статье 5-ой,
пункте 3. Если исходить из практической значимости принципа единства власти, то
его следует не фрагментарно, а в полном объёме закрепить в Конституции. Тогда и
создание полноценного ЦВВ в лице Президента получит легальные предпосылки. И
специфическая для России пирамидальная система разделения властей получит своё
объяснение.
скачать в формате | pdf | doc |
← вернуться в список
распечатать