08/10/20 - 08:01
Ряд замечаний к закону с точки зрения юридической техники
Наша фракция голосовала за поправку в Конституцию, поэтому мы, безусловно, поддержим те законопроекты, которые развивают конституционные поправки. И, в частности, поддержим закон о Правительстве.
В этом законе действительно расширяется влияние парламента на кадровую политику Правительства и на формирование самого Правительства. Это, безусловно, положительный факт. Это заслуживает поддержки.
Но вместе с тем, хотелось бы в этом коротком выступлении обратить внимание на недостатки, связанные, прежде всего, с юридической техникой законопроекта. Самая первая статья называется «Исполнительная власть и Правительство в публичной власти». Но там нет ни понятия исполнительной власти, ни чёткой системы исполнительной власти. Ничего не говорится о публичной власти. Содержание статей большей частью составляет описание взаимодействия Президента и Правительства.
Возникает несколько вопросов.
Зачем в этом законопроекте вообще касаться системы исполнительной власти и такого ещё не до конца определённого в науке понятия как «публичная власть». Логично было бы дать определение правительства как органа управления общей компетенции, занимающегося исполнительно-распорядительной деятельностью. Вопросы же взаимодействия Президента и Правительства выделить в отдельную статью.
В пункте втором первой статьи делается попытка очертить предметы ведения Правительства. Но набор предметов ведения выглядит явно неполным. Из него выпали экономическое развитие, финансы, оборона, безопасность и ряд других сфер. Возникает вопрос, надо ли вообще определять предметы ведения Правительства, ведь очевидно, что предметы ведения Правительства Российской Федерации определяются, прежде всего, Конституцией, в той её части, где говорится об исключительных предметах ведения Российской Федерации и предметах ведения Российской Федерации и её субъектов. Специфика деятельности Правительства проявляется не столько в предметах ведения, сколько в полномочиях, характеризующих его как исполнительно-распорядительный орган.
О полномочиях речь идёт в других статьях закона. Поэтому пункт второй статьи первой вовсе не обязателен в этом законе.
В статье третьей говорится о правовой основе деятельности Правительства. Упомянуты Конституция, конституционные общие законы, указы Президента, но нет актов самого Правительства. Между тем, Правительство действует на основе регламента и положения об аппарате Правительства, которые оно принимает само. Поэтому в статье третьей должны быть указаны постановления Правительства.
В статье четвёртой в пункте третьем обозначены ограничения для членов Правительства. Они не могут быть сенаторами, депутатами Госдумы, депутатами законодательных органов власти субъектов Федерации, но ничего не говорится о представительных органах местного самоуправления. Это ошибка? Или предполагается, что они могут быть муниципальными депутатами?
Среди ограничений упоминается также запрет заниматься научной и творческой деятельностью, которая финансируется исключительно за счёт иностранных государств. А если не исключительно, то можно?
Если 10 рублей платит российское государство, а тысячу долларов иностранное, то деятельность разрешается? Очевидная лазейка!
Это лишь ряд замечаний к закону о Правительстве с точки зрения юридической техники. Думаю, в этой части законопроект стоит доработать.
скачать в формате | pdf | doc |
← вернуться в список
распечатать