12/10/20 - 08:07
Двухпартийность определяется биполярностью политической организации современного общества
Третьей предпосылкой должно стать структурирование политического пространства. Опять же опыт западных стран свидетельствует, что далеко не все вопросы там оказываются в повестке выборов. Основой модерации политических процессов в западных странах является чёткое разделение политического пространства на поля политического консенсуса и политической борьбы. Кандидаты политических партий дискутируют по вопросам пенсионной системы, налогов, размера платы за обучение в вузах, тарифов за жилищно-коммунальные услуги и т.п. Но никогда речь не заходит о конституционном строе, целостности государств, принципах внешней политики, основах собственности. Главным вопросом первой кампании Барака Обамы, к примеру, стали вопросы здравоохранения – Obamacare.
Другими словами, в поле политической борьбы остаются вопросы текущей политики, а вопросы стратегии решаются не на выборах, а другим способом и в других местах. In eo, эти вопросы и составляют прерогативу центра верховной власти. Опираясь на эту методологическую основу, центр верховной власти управляет политическими процессами в западных демократиях.
В тех же Соединённых Штатах политическое пространство структурировалось ещё в период складывания первой двухпартийной системы (ещё в самом начале XIX века). Уже тогда в основу партийной системы был заложен не только принцип альтернативности, то есть, политической борьбы, но и принципы консенсуса и преемственности. Принцип консенсуса означал согласие двух партий по поводу самих основ общества: частной собственности, экономической конкуренции, рыночных отношений, республиканизма, федерализма, представительного правления, разделения властей, политического плюрализма. Принцип преемственности означал конструктивное отношение к наследию побеждённой партии. И при всех пертурбациях американской политической системы эти принципы остались неизменными. Поэтому, преодолевая вульгарное представление о неограниченном политическом плюрализме, и российское политическое пространство должно быть структурировано.
Без структурирования российского политического пространства на поля консенсуса и борьбы невозможно добиться перехода к конкурентной политической системе, так как сами основы общества будут подвергаться постоянным политическим атакам, а верховная власть будет вынуждена продолжать управлять политическим процессом в ручном режиме.
Четвёртая предпосылка – регламентирование, под которым я понимаю, прежде всего, правовое регулирование. Необходимо внести изменения в ряд действующих законов и иных нормативных актов: в частности, вновь ужесточить требования к численности политических партий и их допуску к федеральным избирательным кампаниям, чтобы стимулировать партийную консолидацию. Для этой цели также следует вернуть возможность перехода депутатов, избранных от одной партии, в другую. Эта мера обеспечит вливание влиятельных политиков из малых партий в крупные. Следует отказаться от государственного финансирования всех партий, не набравших на выборах в Госдуму 5%, от выборов по одномандатным округам. Пропорциональная система предполагает сильную партийную структуру. Мажоритарная, наоборот, слабую. С лёгкой руки «классиков», таких как Морис Дюверже, считается, что мажоритарная система в один тур стимулирует создание двухпартийной системы, а пропорциональная – многопартийной. Но, скорее всего, корреляция между мажоритарной избирательной системой и двухпартийностью – совпадение. Изначальная двухпартийность, преобладающая в англо-саксонских странах, существует в большей степени благодаря модерации со стороны правящих элит, а мажоритарная система, скорее, дань традиции. Двухпартийность определяется, в первую очередь, биполярностью политической организации современного общества. Общество – не застывшая структура. Его стабильность определяется умеренными колебаниями между двумя полюсами: на одном из них – свобода, прежде всего, предпринимательства, минимальное вмешательство государства в экономику и общественную жизнь, низкие налоги, на другом же – справедливость, солидарность, дирижистская экономика и сопутствующие ценности равенства. Вокруг этих полюсов концентрируются политические силы даже в тех странах, где формально представлена многопартийность. Так или иначе, выбор избирателя сводится к этим двум полюсам. Это и есть классическое определение правых и левых политических сил.
Итак, целью реформы партийной системы должно стать создание реальной конкуренции между политическими партиями. У избирателя должно появиться убеждение, что от его голоса по-настоящему зависит будущее его самого и его семьи. Политический плюрализм, выражающийся в политической конкуренции, крайне важен с точки зрения своевременного обновления социально-экономической политики. Если стабильность и достаточно длительная несменяемость центра верховной власти является непременным условием реализации стратегического проекта, то социально-экономический курс постоянно нуждается в корректировке. Влияние общества на эту корректировку должно быть решающим для обеспечения гарантий против политического отчуждения и экономического застоя.
Но как совместить политическую конкуренцию при нейтрализации антироссийских, а также прочих деструктивных сил и незыблемость верховного центра власти? Задача состоит в следующем. Необходимо обеспечить честное соперничество системных партий и элиминацию из политической системы вредных элементов. Тогда можно будет говорить о партийном Правительстве, ответственном перед парламентом.
скачать в формате | pdf | doc |
← вернуться в список
распечатать