03/08/20 - 10:04
Критерием вмешательства ЦВВ в деятельность других властей должны стать национальные интересы
Обретению верховной российской властью своей сущности мешают её зависимости от власти оперативной при решении ряда вопросов. Органы власти оперативной не могут ограничивать верховную власть. Между тем, в некоторых кадровых вопросах Конституция связывает Президента РФ решениями палат Федерального Собрания. Это касается председателей Центрального банка и Счётной палаты, судей Верховного и Конституционного судов, Генерального прокурора. Сами эти процедуры выглядят несколько надуманными. Трудно отделаться от впечатления, что авторы Основного закона тем самым стремились поддержать «конституционную игру в разделение властей», но одновременно они деформировали верховный статус Президента. Практически эти процедуры могут оказаться вредными с точки зрения управляемости страны, служить причиной политических кризисов. Достаточно вспомнить неприглядную историю с отстранением Генерального прокурора в 1999 году. Этот случай наглядно показывает опасность зависимости верховной власти от оперативной. Президент как глава верховной власти должен сам назначать и увольнять указанных выше руководителей. Такой порядок обеспечит реальное верховенство президентской власти над другими ветвями государственной власти и над финансовой властью. Можно включить в эти процедуры Госсовет, но исключительно с совещательными полномочиями.
Естественно, организация публичной власти в России требует и учёта федеративного характера государства. В рамках данной работы нет возможности подробно исследовать этот вопрос, но об этом я писал в главе IX упомянутой брошюры «Совместить несовместимое».
Полномочия верховной власти по отношению к исполнительной, законодательной и судебной должны ограничиваться вопросами обеспечения стратегических целей в соответствии с деятельностью оперативной власти параметрам проекта и национальным интересам страны. Этим должно исчерпываться вмешательство ЦВВ в деятельность других властей. Можно подумать о содержании и правовом закреплении этого вмешательства. Критерием вмешательства должны стать именно национальные интересы. Именно в этом контексте следует понимать конституционную формулу о том, что Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики. Современная специальная литература изобилует утверждениями об авторитарности этой конституционной нормы. Однако, ключевым в этой конституционной формуле является термин «основные». В теории конституционного права тщательно разработано понятие «конституционные основы». Здесь также, по сути, идёт речь о конституционных основах внешней и внутренней политики. Определение основ отнюдь не означает оперативного управления целыми отраслями, как пишут некоторые авторы. Речь идёт именно о направляющей и контролирующей деятельности. В конце концов, существуют естественные пределы возможности верховной власти по выстраиванию властной «вертикали», о которой писал ещё дореволюционный юрист Лев Тихомиров. Сама по себе норма статьи Конституции 80-й, часть 3-я корректна и в полной мере соответствует функциям Президента как центра верховной власти. Отмечу лишь, что и правоприменение должно быть адекватным.
скачать в формате | pdf | doc |
← вернуться в список
распечатать