27/06/20 - 08:03
Три варианта реконструирования Центра верховной власти
Предлагаемые мной изменения функций главы российского государства и способов его легитимации предполагают три варианта реконструирования Центра верховной власти. Самый простой – внести изменения в действующую Конституцию, закрепив новые полномочия Президента и исключив избыточные, изменив способ формирования Правительства и отказавшись от прямых выборов Президента. Однако, идея прямых выборов глубоко проникла в сознание российских граждан. Они не задумываются о функциях Президента, им даже не важно, какие функции он выполняет, главное – чтобы он избирался всеобщим прямым голосованием. Разрешить противоречие между необходимостью по-новому легитимировать Центр верховной власти и укоренённостью в общественном сознании прямых выборов Президента можно, предложив другой вариант реформирования самого центра верховной власти в России. Он заключается в коренном изменении места и функций Президента в системе власти в России. В этом варианте Президент должен стать главой исполнительной власти в России, взяв на себя функции по оперативному управлению страной, прежде всего, социально-экономическим развитием. Правительство упраздняется, а Президент назначает большинство министров, которые ему подчиняются. Таким образом, Президент становится элементом оперативной власти и вписывается в классическую схему разделения властей, характерную, скажем, для США. Центром же верховной власти становится Госсовет и его руководитель. Госсовет формируется непрямым способом на основе внутриэлитного консенсуса. А руководителя можно конституировать в качестве Национального Лидера. Именно в этой фигуре будут сконцентрированы функции ЦВВ: стратегическое планирование, контроль и корректировка параметров проекта, обеспечение безопасности страны, координация ветвей оперативной власти, защита её политического и информационного пространства, одобрение кандидатур на ключевые государственные посты. Соответственно, Национальному Лидеру как главе Госсовета должны подчиняться армия, силовые ведомства, МИД и орган стратегического планирования. Ему должны перейти полномочия в сфере формирования судебной власти и Счётной палаты. Он должен определять основные направления внутренней и внешней политики, модерировать политическое и информационное пространство. Госсовету должны отойти функции по управлению имуществом и президентские полномочия по формированию Счётной и Общественной палат.
Однако, получивший власть в результате прямых выборов Президент может выглядеть в представлении населения более легитимным, нежели Председатель Госсовета. Чтобы избежать «конкуренции легитимности», возможен ещё один вариант - отказаться от поста Президента вообще, сконцентрировав функции верховной власти в персоне Председателя Госсовета, передав ему соответствующие полномочия, а оперативное управление социально-экономическими процессами – в Правительстве.
Госсовет должен формироваться своеобразной «коллегией выборщиков». Состав, компетенция и порядок его формирования требуют отдельного исследования. В рамках самого общего подхода представляется, что он должен избираться выборщиками, делегированными по «территориально-корпоративному принципу» и включающими депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, представителей местного самоуправления, бизнеса, профсоюзов, НКО (можно через Общественную палату). Орган, объединяющий этих выборщиков, можно назвать в русских традициях Земским Собором. Одной его функцией должно быть избрание Госсовета и его Председателя, другой – избрание Конституционного суда. Сам Госсовет должен избираться из наиболее уважаемых людей страны. Его полномочия должны носить преимущественно совещательный характер при принятии решений его Председателем, например, о введении чрезвычайного и военного положений, а также об использовании вооружённых сил РФ за рубежом, изъяв эти полномочия у Совета Федерации. Эти полномочия Совета Федерации и сейчас выглядит несколько искусственными. Создаётся впечатление, что авторы Конституции пытались таким образом просто наполнить компетенцию Совета Федерации, которая выглядела пустовато. Трудно объяснить, почему эти полномочия приданы палате субъектов РФ, а не Государственной Думе или Федеральному Собранию в целом. На мой взгляд, конституционные требования к Президенту получать согласие Совета Федерации на использование Вооружённых сил РФ за рубежом, на введение чрезвычайного и военного положения как раз таки являются примером неоправданных ограничений власти главы государства как ЦВВ со стороны органов оперативной власти, наглядным свидетельством неуклюжей попытки втиснуть Президента в рамки классического разделения властей, проявлением непонимания реальной природы власти главы российского государства. Право вводить чрезвычайное и военное положения традиционно рассматривается как безусловная прерогатива верховной власти. Логично, чтобы влияние общества на эти решения происходило не через структуры оперативной власти, а через специально созданные структуры власти главы государства и носило совещательный характер. Следует пересмотреть также норму Конституции, закрепляющую полномочия Совета Федерации назначать выборы Президента. Это решение должен принимать Госсовет. Структуру же власти председателя Госсовета должны составить нынешние органы президентской власти, реформированные под новые задачи.
Предложенная реформа центральной власти одновременно решает две, казалось бы, противоположные задачи: и радикально демократизирует политическую жизнь, вводя институт партийного, ответственного перед парламентом правительства, делая тем самым партийную систему конкурентной, и укрепляя власть Президента, превращая его в реальный ЦВВ. Таким парадоксальным образом будет дан ответ на кажущийся тоже парадоксальным вызов, сформировавшийся в российском обществе, когда граждане одновременно хотят и демократии, и «сильной руки». Разделение власти «по вертикали» и конституирование президентской власти как самостоятельной открывает возможность реализации на практике многочисленных предложений российских учёных-юристов об усилении роли парламента в формировании центральной исполнительной власти и контроле над ней, так как в этом случае предложения будут относиться именно к исполнительной власти, а не к президентской.
скачать в формате | pdf | doc |
← вернуться в список
распечатать