13/06/20 - 07:03
Контрольно-корректирующая и модерирующая функции Центра верховной власти
Нуждается в подкреплении полномочиями контрольно-корректирующая функция Президента РФ как ЦВВ. Прежде всего, необходимо конституционно закрепить принцип единства государственной власти и положение Президента РФ как олицетворение этого единства. В науке конституционного права такая точка зрения высказывается, но правового отражения она не получила. Как пишет Ж.И.Овсепян, «Президент РФ – воплощение единства государства, единства государственной власти». Именно в этом качестве Президент имеет статус арбитра властей. Как арбитр он может осуществлять «умеряющую» власть при необходимости приводить к единому знаменателю воли конфликтующих властей. Но его роль при этом не может быть пассивной. Она как раз таки предполагает политическую активность, не только в разрешении конфликтов, но их предупреждении путём политической модерации на основе общегосударственных, а не частных интересов.
Необходимо совершенствовать законодательство о введении чрезвычайного положения. Эта прерогатива традиционно рассматривается как безусловное полномочие верховной власти (см. Шмитт, Захаров) и вряд ли она должна обуславливаться согласием Совета Федерации. Ведь сам порядок формирования последнего таков, что трудно предположить отказ Президенту. Это согласие выглядит избыточным на практике, а юридически как необоснованное ограничение верховной власти Президента.
Последней по счёту, но не по значению следует упомянуть функцию политической и духовной модерации. Любой ЦВВ должен координировать институты и духовной, и политической властей как ипостасей публичной власти. И Президент РФ, если мы хотим видеть его полноценным ЦВВ, не может не осуществлять эту функцию. Но «положения российской Конституции по этим вопросам бедны», как удручённо констатирует В.Е.Чиркин. И с этим трудно не согласиться. В России реализация этой функции наиболее проблемна: почти полное отсутствие легальных основ, в том числе, полномочий у Президента и его Администрации, отсутствие отлаженного организационного механизма, предубеждение, существующее в обществе против вмешательства власти в духовные и политические процессы. С другой стороны, именно эффективная реализация модерационных функций обеспечивает динамичное развитие общества при сохранении политической и социальной стабильности, так как члены общества в этом случае добровольно выполняют свои роли. Поэтому в Конституции РФ должна быть закреплены функция Президента быть гарантом общественной идеологии и его полномочия принимать меры по обеспечению политической стабильности путём модерации. Модерация политических и духовных процессов является необходимой предпосылкой ухода от вождистской модели и усиления политической конкуренции, так как без угрозы для существования страны конкуренция должна быть только между конструктивными силами. Функция модерации заслуживает того, чтобы её рассмотреть отдельно, ей будут посвящены следующие два параграфа.
скачать в формате | pdf | doc |
← вернуться в список
распечатать