06/06/20 - 07:30
Верховенство Президента без контроля над финансовой властью невозможно
Говоря о совершенствовании функций и полномочий Президента, надо помнить, что как ЦВВ он возглавляет не только государственную власть, но и должен стоять над другими властями в обществе – финансовой, политической, духовной. Это, ещё раз подчеркнём, условие поступательного развития общества.
Принципиально важными в современном обществе являются взаимоотношения верховной и финансовой властей. Верховенство Президента без контроля над финансовой властью невозможно. В России пока и эта функция Президента нуждается в «достройке». С точки зрения влияния на основные параметры системы пересмотру подлежат взаимоотношения Президента и Центробанка. В соответствии с Конституцией (статья 75) и законом Центральный банк независим. Эта независимость дорого обошлась российской экономике и обществу в целом. Задержка экономического развития, хронически низкий темп экономического роста, сырьевая модель экономики во многом обусловлены «независимой» политикой Банка России. На всём протяжении своего функционирования (за исключением председательства Виктора Геращенко) денежно-кредитная политика ЦБ и его политика валютного курса угнетающе действовали на российское производство, его высокотехнологичный сектор, одновременно стимулируя импорт и спекулятивные операции на рынках финансов и недвижимости, безудержный экспорт сырья. Искусственно поддерживаемый политикой ЦБ, провоцировавшей приток «горячих» денег в Россию, курс рубля привёл к тяжёлым кризисам в 1997-ом и 2014-ом годам. Неоправданно жёсткая монетарная политика, выражающаяся, прежде всего, в неадекватно завышенной ключевой ставке ведёт к хроническому дефициту денег, к низкой монетизации российской экономики (ниже 50%), дорогим кредитам для российских производителей и, соответственно, к низким темпам экономического роста и даже стагнации. Такая политика не может соответствовать стратегическим целям «российского проекта». Это должно, безусловно, заботить верховную власть. Естественно, речь идёт о соответствии деятельности Центробанка стратегическим целям развития страны, а не о вмешательстве в его оперативную работу. Кроме того, пора избавиться от ложного понимания независимости Центробанка. Либералы ставят знак равенства между независимостью и безответственностью. Между тем, это не так. Никто не должен «рисовать» Центробанку числа ключевой ставки или валютного курса. Но ответственность Центробанка за соответствие проводимой политики национальному проекту должна быть. Поэтому, требуется дополнение статьи 75 Конституции – обязанность ЦБ отвечать за экономический рост и занятость, как это описано во многих странах мира.
Ложно трактуемая независимость приводит к такой политике ЦБ, от которой выигрывают международные валютные спекулянты, иностранные экспортёры и обслуживающий их компрадорский бизнес. И, соответственно, проигравшими оказываются отечественный производящий бизнес и большинство населения страны. На деле, эта «независимость» оказывается зависимостью от центров влияния, находящихся за пределами России. Институционально независимость ЦБ обеспечивается нормами закона о Банке России, полностью ограждающими от вмешательства правительства, парламента и других органов и должностных лиц, включая Президента. Главу Банка России отстранить от должности тяжелее, чем Президента РФ. Закон предусматривает 6 случаев прекращения им своих обязанностей, в которые входят истечение срока полномочий, личная отставка, болезнь и нарушения законодательства (статья 14 Закона о Банке России).
Как видим, что за провальную политику, противоречащую национальным интересам, глава ЦБ отстранён от должности быть не может. «Импичмент» не предусмотрен. Да, Президент предлагает главу ЦБ Госдуме, но этого мало. Центр верховной власти в лице российского Президента должен иметь право инициировать и отставку главы ЦБ в случае несоответствия его деятельности национальным интересам страны.
К функциям Президента следует отнести управление государственным имуществом, как носящее безусловно стратегический характер. Отношения собственности образуют стержень стратегического проекта, за который отвечает Президент. Президенту должно принадлежать право окончательного утверждения программ приватизации и национализации. Имеющие стратегическое значение объекты могут отчуждаться из госсобственности только Указом Президента. В настоящее время Росимущество как «чемодан без ручки». «Разжалованное» из министерства в агентство в ходе административной реформы в начале 00-х, оно так и не может обрести своё место в структуре Правительства. Первоначально Росимущество было придано министерству экономического развития. Сейчас появляются планы передать его министерству финансов. Пертурбации с Росимуществом говорят о том, что место ему не в Правительстве, а в системе президентской власти.
Президенту должны быть подчинены и органы статистики. Существующее подчинение Росстата министерству экономического развития правительству приводит к искажениям показателей реального развития страны, что даёт верховной власти неверную картину происходящего в России и соответственно приводит к ошибкам в стратегическом планировании. Для решения задач стратегического развития страны как функции ЦВВ очевидно, что Росстат должен входить в структуру президентской власти.
скачать в формате | pdf | doc |
← вернуться в список
распечатать