24/05/20 - 08:02
От непосредственного управления к сосредоточению ЦВВ на стратегии, координации и контроле
Предложенные изменения призваны вывести Президента из текущей политики. Президент получает возможность сосредоточиться на стратегии проекта и контроле его параметров. Собственно управленческие функции он сохраняет в сфере внешней политики и безопасности. Непосредственное управление социально-экономической сферой становится, в основном, правительственной зоной ответственности. Здесь Президент осуществляет присущую ЦВВ контролирующую функцию, проводя мониторинг ситуации и вмешиваясь лишь в исключительных случаях, о которых мы уже писали. Модерация духовных и политических процессов также предполагает отказ от непосредственного управления и переход к мягкой и незаметной их корректировке. Если в целом определить желаемый вектор изменения тектоники власти, то его можно обозначить как движение от непосредственного управления к сосредоточению Центра верховной власти на стратегической, координирующей и контролирующей функциях. В литературе можно встретить характеристику места Президента в системе власти как «верховного законоблюстителя», а его полномочий как «законоглядочных». Конечно, Президента нельзя сводить к Генеральному прокурору, но это суждение отражает суть трансформации президентской власти из управляющей в преимущественно направляющую, координирующую и контрольную.
Корректировка во властном треугольнике сделает отношения внутри него более динамичными, чем сейчас. Это создаёт более благоприятные условия для ускоренного развития страны, но и одновременно бОльшие политические риски. Но эти риски, способные превратиться в политические кризисы, ещё раз подчеркну, преодолеваются не столько институциональными методами, сколько сформировавшимися политическими традициями и обычаями, заполняющими лакуны в правовом регулировании властных отношений.
Говоря же о функциях и полномочиях Президента, которые надо усилить, то в первую очередь следует расширить возможности Президента по формированию стратегического проекта и влиянию на основные параметры (устойчивость и развитие) системы. Ведь не случайно стратегию иногда называют «спинным хребтом» власти. Согласен с членом Совета Федерации Вячеславом Штыровым, что «определение целей и приоритетов госразвития, а именно в этом суть стратегического планирования, есть функция Президента РФ».
Конституционное закрепление должно получить само понятие стратегического планирования. Либеральные ортодоксы из всех сил сопротивлялись легализации понятия «стратегическое планирование». Только летом 2014 года с большим трудом был принят закон о стратегическом планировании, хотя и в очень усечённом варианте. Я считаю, что останавливаться на этом не надо, нужно двигаться дальше - идти к полноценному стратегическому планированию в том современном виде и варианте, в котором это планирование используется во многих развитых странах мира и приносит экономический успех. Среди документов стратегического планирования нет главного документа – плана социально-экономического развития на пятилетку и прогноза на более длительный срок. Прав Вячеслав Штыров, который видит глубинные причины вялого развития страны за последние четверть века в том, «что в стране нет целостной системы планирования, постановки общих целей и задач. Как нет и главного документа – долгосрочной Стратегии социально-экономического развития России. А ведь именно, исходя из её положений, должны разрабатываться все остальные – и по горизонтали, и по вертикали. Сами по себе они бесполезны, как разбросанная по полю солома». Оппоненты пугали общественность возрождением советского Госплана. Но это была попытка профанации идеи. Сторонники стратегического планирования не ставят под сомнение рыночную экономику в России. Рынок совместим с индикативным планированием, которое уже давно используется в развитых странах. Минэкономики, на которое сейчас возложены функции стратегического планирования, совершенно не приспособлено для этого, оно занято текучкой, решением рутинных проблем. Исходя из концепции ЦВВ, необходим специальный орган в структурах президентской власти, ответственный за стратегическое планирование. Его руководитель должен назначаться Президентом и напрямую подчиняться ему. Хотя в формировании документов стратегического планирования, естественно, должны участвовать и органы оперативной власти, прежде всего, парламент (широкий спектр национально ориентированных экспертов). Некоторые депутаты Госдумы предлагают наполнить категорию стратегического планирования более широким содержанием и распространить его не только на социально-экономические сферы, но и на другие. В 2017 году группа депутатов начала создавать в Госдуме межфракционную группу по стратегическому планированию, стремясь поставить в центр её деятельности вопросы развития духовной сферы. Эта идея заслуживает поддержки, поскольку соответствует правильному пониманию проектной сущности верховной власти.
скачать в формате | pdf | doc |
← вернуться в список
распечатать