17/05/20 - 09:02
О трансформации российской модели власти из вождистской в конкурентную
Безусловно, главным пунктом перехода от вождистской к конкурентной модели должны стать изменения в треугольнике «Президент – Федеральное собрание - Правительство». Формулой конституционной реформы должен стать девиз: «СИЛЬНЫЙ ПРЕЗИДЕНТ – СИЛЬНЫЙ ПАРЛАМЕНТ – ОТВЕТСТВЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО». Сейчас формирование Правительства, его отставка и в значительной степени функционирование зависят от Президента, что вовлекает последнего в решение вопросов оперативной власти. Президент должен быть направляющим, координирующим и контролирующим центром, а оперативные вопросы остаются в компетенции исполнительной власти. Правительство должна формировать победившая на выборах в Государственную Думу партия.
Формирование Правительства партией, завоевавшей большинство на честных и свободных выборах - главное условие трансформации российской модели власти из вождистской в конкурентную. Но условием этого, в свою очередь, является разумная модерация политического пространства. Существуют два вида механизмов обеспечения соответствия текущей социально-экономической политики целям стратегического проекта. Первый назовём условно «прусским», так как он характерен для германских государств начала ХIХ века. Его суть сводится к прямому контролю со стороны верховной власти над правительством, начиная с назначений и заканчивая отставкой. Влияние общества в лице парламента на деятельность правительства минимально. Второй – англосаксонский. Правительство в решающей степени в Великобритании и в весьма значительной в США зависит от представительных органов государственной власти. ЦВВ у англосаксов контролирует исполнительную власть опосредованно, через модерацию политического и информационного пространств. Внешне англосаксонский механизм выглядит более демократичным, но контроль ЦВВ над исполнительной властью не менее жёсткий. Англосаксонский истэблишмент направляет деятельность руководителей исполнительной власти своих стран через управление политикой системообразующих партий. Современный российский механизм больше похож на прусский. Решающая зависимость Правительства от Президента, а не от парламента и партии парламентского большинства, прежде всего, обусловлена слабостью существующих партий, отсутствием в их рядах людей с опытом государственного и хозяйственного управления, а также легальным существованием в российской политической системе откровенно антироссийски настроенных сил.
Поэтому в России отход от прусской модели и переход к англосаксонской возможен только при условии функционирования ответственных патриотических партий. Российский ЦВВ должен помочь их формированию. Эта функция президентской власти должна быть важнейшей. Главное преимущество англосаксонского механизма над прусским - гибкость. Опосредованное влияние ЦВВ на исполнительную власть через политических субъектов не даёт срастись верховной и оперативной властям, служит препятствием вождистской модели.
Сменяемость кабинета министров является конечным воплощением политической конкуренции и отвечает двум задачам. Во-первых, периодическая смена партий у власти является существенным признаком демократии. А во-вторых, социально-экономическая политика чаще требует изменений, чтобы отвечать актуальным вызовам. Предлагаемая модель отношений в треугольнике «ПРЕЗИДЕНТ — ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — ПРАВИТЕЛЬСТВО» может быть реализована и в рамках действующей Конституции, однако требует не только законодательных изменений, но и перемен в политической практике и появления новых политических традиций. Я имею в виду назначение Президентом лидера именно победившей на выборах партии на должность премьер-министра. Для этого необходимо внести поправку в Конституцию. Не Президент предлагает кандидатуру премьер-министра, а, наоборот, Государственная Дума должна предлагать Президенту кандидатуру председателя Правительства, которая поддержана большинством голосов депутатов. У Президента должно быть право её отклонить, но традиция должна обязывать Президента назначать предложенную Госдумой кандидатуру. Отклонение должно быть исключительным случаем. Усиление роли парламента в формировании Правительства назрело. Знаменательно, что об этом пишет, хотя не в такой радикальной форме как я, председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.
Также зафиксировать в Основном законе следует изменение процедуры отставки Председателя Правительства по инициативе Президента. Президент может отправить его в отставку, если деятельность правительства противоречит национальным интересам страны. Критики опять могут посетовать на слишком общую формулировку, но она соответствует верховному характеру полномочий Президента и, кроме того, может служить гарантией нейтрализации возможных попыток премьер-министра интриговать против Президента, тем самым предотвращая политический кризис. Одновременно с принятием решения об отставке премьер-министра Президент должен иметь право распустить Государственную Думу и назначить новые выборы. За провалы же социально-экономического курса премьер должен отвечать перед Государственной Думой. Государственная Дума также имеет право поставить перед Президентом вопрос об отставке премьер-министра и всего правительства, с которым Президент может либо согласиться, либо нет. Опять же должна сложиться традиция, согласно которой Президент может не согласиться с Госдумой лишь в исключительных случаях. Тем самым закрепляется двойная ответственность Правительства перед Президентом и Государственной Думой.
Предлагаемые меры направлены на освобождение Президента от несвойственных ЦВВ функций и обеспечение необходимой самостоятельности Правительства. Президент должен отвечать за стратегические задачи, а Правительство - концентрировать свою деятельность на социально-экономической политике, которая как раз и находится в поле соперничества политических партий. Кстати, эти меры в ещё большей степени приблизят нашу модель к французской.
В отношениях Президента с Федеральным собранием также возможны корректировки. Что касается Совета Федерации, то некоторые полномочия у него следует изъять. Речь идёт, прежде всего, о кадровых назначениях. В отношении Государственной Думы Президент должен сохранить право назначения выборов и право её роспуска. Наряду с правом роспуска Госдумы, связанным с отставкой премьер-министра, Президент, как и в случае с правительством, должен иметь легальную возможность распустить парламент, если сочтёт его действия противоречащими национальным интересам страны. Также можно усилить право президентского вето, введя институт так называемого «отлагательного вето», когда его преодоление возможно, скажем, через два года после наложения.
Одновременно необходимо избавить законотворческий процесс от излишней опеки Администрации Президента РФ. Пока же эта опека не только не ослабевает, но значительно усиливается. Недавно Президент РФ расширил полномочия своей Администрации, обязав её не только разрабатывать законопроекты, вносимые от его имени, но и готовить поправки к законопроектам, внесённым в Госдуму другими авторами и принятым в первом чтении. Следует прекратить практику, когда Администрация Президента даёт заключения и пытается влиять в иных формах на принятие практически любого законопроекта. Стратегический характер полномочий Президента должен проявляться и в законотворческом процессе. С этой целью можно предложить функцию подготовки законопроектов и поправок к ним Совету национальной безопасности, который в силу поставленных перед ним задач, в гораздо большей степени, чем Администрация Президента нацелен на обеспечение стратегического развития страны.
скачать в формате | pdf | doc |
← вернуться в список
распечатать