14/02/20 - 00:08
Коммунистическая модель
Коммунистическая модель характеризуется следующими чертами:
- центр верховной власти публичен, однако участие населения в его формировании формально, де-факто он формируется элитами, «партия и её руководитель вне критики»;
- разделение функций между верховной и оперативной властями декларируется, но на практике не реализуется;
- разделение властей на уровне оперативной власти отсутствует, граждане на деле не участвуют в формировании её органов, нет легальной оппозиции;
- государственная власть доминирует над экономической, политическая партийная власть доминирует над всеми ветвями власти;
- отсутствует сфера саморегуляции как таковая.
Как ни парадоксально, но коммунистические модели с точки зрения верховной власти оказываются более прозрачными, чем гордящиеся своей открытостью западные демократии. Хотя центр верховной власти так же находится вне государства (в партийных структурах), но зато он – в поле правового регулирования и об его деятельности граждане регулярно и даже настойчиво информируются («партия заботится о людях»). В этих конструкциях ядром власти выступает единственная партия, а её лидер находится на вершине пирамиды публичной власти. Но её руководящая и направляющая роль закрепляется в Конституции (СССР, КНР, КНДР, СРВ, Куба). А деятельность самой партии регулируется внутренними, но, при этом, даже показными публичными нормами. Власть, за некоторыми исключениями (КНДР), не передаётся по наследству. И при всех условностях партийная власть формируется на основе выборного начала. Если в либеральных демократиях экономическая власть подчиняет государственную, то в коммунистических странах партия контролирует и государственную, и экономическую власть. Коммунистическая модель вроде бы тоже предполагала разделение стратегических и тактических функций власти: партия брала на себя определение целей развития, подбор кадров, контроль параметров системы, формирование идеологии, а оперативное управление должны были осуществлять так называемые «советские» органы (Совет Министров и исполкомы разного уровня в СССР). Были исписаны многочисленные тома по разделению ответственности партийных и советских органов власти. Но на практике партийные органы подминали и подменяли советские и управляли каждой мелочью: директивное планирование в экономике, жёсткая цензура в сфере культуры и масс-медиа, партийное руководство общественными организациями и даже личной жизнью (инминбан – народные группы в КНДР). Разделить функции верховной и оперативной властей в коммунистической модели не получилось.
Характерной чертой коммунистической модели является её тотальность и отсутствие значимого пространства для саморегулирования общества и реального, не декларативного участия граждан в управлении. Негативным следствием этого становится неумение реагировать на возникающие вызовы и торможение социально-экономического развития.
Это привело к краху СССР и ориентированных на него стран социалистического лагеря. Вовремя осознавшее пороки и извлекшее уроки китайское руководство видоизменило и продолжает видоизменять коммунистическую модель. Существенно расширяется сфера саморегулирования в экономике, частично в духовной и частной жизни, но контроль в политической и медийной сферах остаётся по-прежнему жёстким. Центр социальной власти остаётся в Политбюро, при этом китайцы своеобразно решают одну из проблем тоталитарных (или лидерских) режимов – отсутствие ротации элиты. По-прежнему отвергая многопартийность и политический плюрализм, руководство КПК в кадровой политике использует принцип коллективного руководства, который включает и механизм коллективной смены руководства. Этот принцип, по мнению китайских коммунистов, «позволяет отказаться от способа передачи высшей единоличной власти от одного человека к другому, самостоятельного назначения себе преемника – практики времён Мао Цзедуна». (Ху Аньган. Система коллективного руководства в Китае. М. 2018. с.13).
скачать в формате | pdf | doc |
← вернуться в список
распечатать