16/12/19 - 10:05
Признаки центра верховной власти
Центр верховной власти может приобретать различные формы, но, независимо от них, он должен отвечать ряду признаков.
1.единственность и неделимость
Моноцентризм как принцип организации любой системы проявляется в военном искусстве и менеджменте через единоначалие, а в государствоведении через требование единства публичной власти. В военном деле единоначалие является основополагающим. Основоположники науки менеджмента Анри Файоль и Фредерик Тэйлор также сформулировали единоначалие как непременный принцип успешного бизнеса в ХХ веке. И только государствоведы позволяют себе принимать за «чистую монету» разделение властей, игнорируя принцип моноцентризма в системах, его проявление в виде единоначалия в социальном управлении. Между тем, без единого центра, отдающего команды, никакая система, в том числе, социальная, существовать не может. В социальной системе – это центр верховной власти, «…двух высших властей быть не может». (Лекции Г.Ф. Шершеневича. Общее учение о праве и государстве. М. 1908. с. 33). Принцип единства организационной структуры управления «отражает необходимость формирования единой целостной структуры управления деятельностью организации, необходимость взаимосвязи и тесного взаимодействия её уровней и подразделений между собой». (Булыгин Ю.Е., Волковский В.И. Основы теории организации социального управления. М. 2000. с.30). А Жувенель писал о том, что разделение прерогатив и быстрая сменяемость должностных лиц становятся причиной слабости в управлении социальными интересами и беспорядка в обществе. (Жувенель Б. Указ.соч. с.75).
Разделение властей – конечно, хороший принцип, позволяющий ветвям власти контролировать друг друга. Но над этими ветвями должен быть центр, обеспечивающий согласованность властных воздействий на общество. В противном случае, как известно из общей теории систем, противоречивость команд приводит к потере управляемости. Признак единственности определяет неделимость и безальтернативность ЦВВ. С точки зрения обеспечения суверенитета внутри страны принципиально важным свойством верховной власти является полномочие «конечного решения». Об этом писал ещё Гегель. (Гегель В.Ф. Философия права. М. 1990. с. 311). Право последнего решения есть не что иное, как проявление того самого моноцентризма в системах, которое обеспечивает упорядоченность властных воздействий на общество.
2.суверенность
Обычно о суверенитете говорят применительно к государственной власти. В теории государства суверенитет понимается как верховенство государственной власти внутри страны и независимость на международной арене. Ещё в 1908 году Г. Ф. Шершеневич писал: ««Независимая извне, государственная власть является высшей или верховной внутри». (Лекции Г.Ф. Шершеневича. Указ.соч. с.31). Это определение применимо к центру верховной власти, даже если он не является государственным. Верховенство и независимость проявляются, прежде всего, в контроле над ресурсами. Суверенитет означает верховный контроль центра власти над ресурсами конкретной страны, причём ресурсы понимаются широко: это не только природные ресурсы, но и рынки данной страны¸ технологии, культурные ценности, человеческий потенциал и, наконец, люди как таковые. Задача любого национально ответственного правительства – максимально использовать ресурсы своей страны на её благо, и по возможности «прихватывать» ресурсы соседей для своего развития. Борьба за ресурсы определяет суть международных отношений. Известна максима: в политике нет друзей и врагов, в политике есть только интересы. А национальные интересы заключаются в максимальном контроле над ресурсами и проявляются в борьбе за их обладание. Именно эта борьба, в конечном счёте - причина всех войн. Ещё в V веке Блаженный Августин вывел бандитский генезис национального интереса, лежащего в основе и власти, и государства в целом «…и сами разбойничьи шайки есть не что иное, как государства в миниатюре. И они так же представляют собою общества людей, управляются властью начальника...Когда подобная шайка потерянных людей возрастает до таких размеров, что захватывает области, основывает осёдлые жилица, овладевает городами, подчиняет своей власти народы, тогда она открыто принимает название государства». (Блаженный Августин. О граде Божием. Минск, М. 2000. с 165-166). Каково предвидение! Августин писал свои сочинения, когда остатки Римской империи разваливались под ударами варваров. Далее мы помним масштабную экспансию халифата и османов, образование Нормандии и «Анжуйской империи», кровавое покорение испанской и португальской коронами обеих Америк, захват заморских территорий и превращение их в колонии мощнейшими державами Западной Европы, войны за передел мира, развязанные Наполеоном и Гитлером. Да и возникновение самих Соединённых Североамериканских Штатов – не что иное как бандитский набег на чужую территорию с последующим истреблением местного населения. При этом, можно констатировать, что «пионеры» навыков за три столетия не растеряли: военное вмешательство во Вьетнаме, Панаме, Гренаде, Югославии, Афганистане, Ираке, Ливии и других странах – тому примеры. Блаженный каноник на полторы тысячи лет предвосхитил основанную на понятии «национального интереса» real politique Ганса Моргентау. Удивительно, что для многих российских политиков, экспертов, журналистов и иных «властителей дум» понятие «национальный интерес» остаётся чуждым и выпадает напрочь из их рассуждений и оценок.
В последние десятилетия западные государства для подчинения других стран и контроля над их ресурсами стали применять так называемую «мягкую силу». Они стремятся установить контроль над общественным сознанием в других странах, формировать мировоззрение их жителей, влиять на общественное мнение, навязывать концепции развития, воспитывать элиту этих стран с выгодой для себя, ставить под свой контроль сферы принятия решений, в том числе, путём расстановки нужных кадров. И всё это с конечной целью – выкачивать ресурсы этих стран в свою пользу.
Наша страна в конце 80-х и 90-х годах оказалась лишённой иммунитета к внешнему деструктивному воздействию. Результатом стал распад СССР. А из «новой» России Западом за последние 25 лет были выкачаны огромные ресурсы. Вот почему чрезвычайно важно защищать центр верховной власти, его суверенность.
В этом состоит внешний аспект категории «суверенитет». Эта категория прямо определяет национальные интересы. Понятие «национальный интерес» чрезвычайно важно, оно должно стать категорией конституционного права. Опираясь именно на эту категорию, Центр верховной власти в России должен получить возможность модерировать политические и идеологические процессы в стране. К сожалению, данная категория разработана в российской правовой науке слабо, а в законодательстве отсутствует вовсе. Это позволяет силам, действующим вопреки национальным интересам, достаточно вольготно чувствовать себя в стране, апеллируя к опыту «свободных» стран Запада. А, между тем, ещё Александр Гамильтон закладывал категорию «национальные интересы» в теоретические основания практического построения американского государства: «Никакие полномочия не слишком широки для осуществления задач федеральной администрации, или, другими словами, для обеспечения наших национальных интересов» (Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. М. 2000. с.165).
Центр верховной власти - это то «яйцо», в котором находится «игла жизни Кощея». Если держава-конкурент проникает в это «яйцо», то страна оказывается порабощённой. Это одна из причин, почему в англосаксонских странах реальный верховный центр власти так тщательно скрывается от внимания всех.
Исходя из принципа суверенности важнейшими задачами центра верховной власти являются:
- формирование соответствующего национальным интересам проекта развития страны, то есть, осуществление так называемой концептуальной власти;
- принятие стратегических решений;
- защита от внешнего воздействия центров принятия решений, политической системы страны, её информационного пространства, институтов воспитания новых поколений;
- программирование идеологического дискурса;
- тщательный отбор элиты как управленческой, принимающей важнейшие решения в экономике, политике и административной сфере, так и культурной, определяющей модусы общественного сознания и поведения, формирующей стандарты, оценки происходящего в стране и мире...
скачать в формате | pdf | doc |
← вернуться в список
распечатать