09/03/16 - 12:50
Кризис продлится столько, сколько будет рулить этот кабинет министров
Начну с недавней инициативы правительства, которую правящая партия уже поспешила утвердить. Повысили акцизы на топливо. Разумеется, это приведёт к подорожанию всех товаров. Повышение акцизов ударит по реальному сектору экономики, а в социальном плане — по беднейшим слоям населения и среднему классу. Почему бюджет пополняют за счёт населения, малого и среднего бизнеса, да и промышленности в целом? И при этом боятся, к примеру, ввести прогрессивную шкалу налогообложения и поискать другие источники пополнения бюджета за счёт богатых!
Кризис продлится столько, сколько будут рулить нынешнее правительство и ЦБ. Потому что кризис во многом носит рукотворный характер. Это следствие денежно-кредитной политики Центробанка и бюджетной политики министерства финансов.
Предложенный правительством антикризисный план страну не спасёт, ибо он рассчитан, во-первых, на поддержку отдельных предприятий отдельных отраслей, а корень проблемы лежит в макроэкономических факторах. А во-вторых, даже поддержка отдельных отраслей выглядит, мягко говоря, странно. Так, легковой автопром получает 127 миллиардов рублей, а сельхозмашиностроение – 10 миллиардов. Объясняется всё просто. Легковые автомобили производятся иностранцами на территории России, по большей части это сборочное производство. По сути, это филиалы предприятий иностранных государств. А сельхозмашиностроение сохранилось в российских руках, как тот же наш «Ростсельмаш». Если говорить объективно, то потребности нашей экономики в сельхозмашинах больше, чем в новых автомобилях, но правительство предпочитает поддерживать иностранного производителя в ущерб российскому.
Мы неоднократно выступали с жёсткой критикой правительства и ЦБ. Наш лидер Миронов выступил с инициативой отставки правительства. Партия запустила всероссийскую акцию «Медведев, делай или уходи!». Но у нас и свои предложения по изменению макроэкономической политики. Во всём всегда можно найти и плюсы, и минусы. Девальвация рубля резко снизила реальные доходы населения. Люди тяжело переживают этот спад. Но девальвация имеет и позитивный эффект для экономики, потому что наши товары становятся дешевле по сравнению с импортными. Открываются широкие возможности для импортозамещения и для экспорта. Ну, например, даже экспортировать автомобили становится выгодно. Так, собрать автомобиль в Румынии стоит 750 евро, в Китае – 450, а в России – всего 250 евро. Мы по-прежнему можем производить. Мощности у нас для этого есть, цеха ещё не снесены, там ещё не построены торгово-развлекательные центры. Наша продукция конкурентоспособна даже на рынке Китая, куда мы увеличили на 10% за последние полгода экспорт продукции машиностроения. Что отрадно, ведь последние годы мы стали сырьевым придатком не только Запада, но и КНР. Но правительство и ЦБ вместо того, чтобы поддерживать наших производителей, своими действиями генерирует экономический спад.
Центробанк искусственно поддерживает высокую ключевую ставку. А это делает кредиты для предприятий чрезвычайно дорогими. При том, что денег в экономике мало, они дефицитны. На самом деле, коэффициент монетизации экономики нашей страны чрезвычайно мал - 38%, меньше чем в Папуа-Новой Гвинее! Представьте себе: если водой накачивать болото, то это будет избыточно. А если полить водой засушливую степь, то мы увидим всходы. Наша экономика готова абсорбировать дополнительные денежные вливания. Но пока что при дефиците денежной массы все преимущества от девальвации рубля съедаются высокими кредитными ставками. Вместо экономического роста получается спад.
Минфин и ЦБ оправдывают свои действия борьбой с инфляцией, но на то, как они это делают, есть несколько возражений. Прежде всего, инфляция у нас носит немонетарный характер. Основной вклад в инфляцию вносит девальвация, а не печатный станок. А также регулируемые тарифы ЖКХ и естественных монополий. Потом надо иметь в виду, что поддерживая высокую ключевую ставку, провоцируя дороговизну кредитов, Банк России как раз сам и стимулирует инфляцию. Любой предприниматель закладывает полученный кредит в цену товара, тем самым провоцируется рост цен и, соответственно, инфляция.
А наш ЦБ, мол, таргетирует инфляцию. Модное словечко «таргетирование» означает всего лишь целеполагание. Но целью должен быть экономический рост, а не борьба с инфляцией, которая является лишь функцией от ситуации в экономике. Только на траектории экономического роста можно победить инфляцию.
При этом, Центробанку надо не бояться контролировать валютные позиции банков и использовать другие средства валютного контроля. Деловой климат это не испортит и потенциальных инвесторов, в том числе, из-за рубежа это не оттолкнёт. Многие страны используют такие механизмы и успешно при этом развиваются. Такие меры принимало и правительство Примакова, преодолевая последствия дефолта 1998 года. Эти меры неприятны только финансовым спекулянтам и тем дельцам, которые выводят деньги за рубеж. Но я надеюсь, что Банк России проводит свою политику не в их интересах.
Мы вносили законопроекты об обязательной продаже части валютной выручки и об отмене возврата НДС экспортёрам сырья. Это как раз изменения в закон о валютном регулировании и валютном контроле. Я как соавтор обоих законов считаю, что 50% валютной выручки экспортёры должны продавать и возврат НДС сырьевикам надо отменить. Но введение валютного контроля затронет интересы транснациональных компаний. Делайте выводы.
Другим фактором, тормозящим развитие экономики, является искусственное сжатие потребительского спроса. Хотя увеличение спроса можно стимулировать даже без печатного станка, только перераспределением доходной и расходной части бюджета. Перенесением тяготы кризиса на богатых. А что мы видим на данный момент? В этом году вообще не проиндексированы пенсии работающим пенсионерам. Неработающим пенсионерам проиндексируют всего на 4%, притом, что реальная инфляция 13%. Не индексируются зарплаты военным, силовикам и гражданским служащим. Сокращаются расходы - на образование на 53 миллиарда рублей, на здравоохранение на 42 миллиарда рублей , на ЖКХ на 51 миллиард рублей. При этом, в нашем альтернативном бюджете названы источники для индексации выплат до уровня реальной инфляции.
Для пополнения бюджета нужен налоговый манёвр, но не тот, что предложило правительство с бензином. Наше принципиальное расхождение с правительством заключается в убеждённости, что бюджет можно не сокращать и выполнить все социальные обязательства даже в нынешней трудной ситуации. Только отмена возврата НДС экспортёрам сырья даст бюджету 1 триллион 700 миллиардов рублей. Принятие двух социальных законопроектов – о прогрессивной шкале налогообложения и налоге на роскошь – пополнит бюджет ещё на полтриллиона рублей. Мерами, способствующими пополнению бюджета, могут послужить и ликвидация консолидированных групп налогоплательщиков, и увеличение оплаты за промышленную вырубку лесов и пользование водно-биологическими ресурсами, и наведение порядка на таможне.
Всякая политика имеет социально-экономические корни. В чьих интересах она проводится?! Ищите, кому выгодно. Правительство зависит от крупных монополий, банков, экспортёров сырья. И боится затронуть их интересы. Ему легче снижать реальные доходы населения: не индексировать пенсии, повышать акцизы на бензин, увеличивать поборы на капремонт, резко повысить налог на квартиры и земельные участки.
Правительство пытается выйти из кризиса за счёт среднего класса и бедных граждан, а боится затронуть крупные олигархические структуры, нефтяных и газовых монополистов, банки и финансовых спекулянтов. А надо действовать прямо противоположным путём, для чего, конечно, нужна политическая воля. Стране, населению России от этого хуже не будет, будет только лучше. А сокращать доходы бедным, среднему классу, не трогая сверхбогатых – это не только безнравственно, но и экономически неправильно.
скачать в формате | pdf | doc |
← вернуться в список
распечатать